Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества.
В.А. Сухомлинский
Быть родителем – было не просто во все времена. А уж компетентным родителем – и того сложнее. Многие родители хотят быть для своих детей – самыми замечательными родителями. И не секрет, что это не самая легкая задача. Мне , как маме, всегда хотелось разбираться в проблемах и сложностях своего ребенка. И в этом мне помог анализ рисунков своей дочери. Со старшим сыном, я до этого не дошла в силу молодости и бесконечной спешки. А вот с младшей дочерью я времени на это не жалела.
Самый простой способ для родителей – это вариант рисуночной методики «Моя семья». Набор карандашей может содержать более 6 цветов. В нашем домашнем варианте это все допустимо. Предложите своему ребенку нарисовать свою семью. А сами в это время займитесь своими домашними делами, не проявляя интереса к тому, что Ваше чадо рисует. Если же есть возможность незаметно понаблюдать , то не пренебрегайте этой возможность. После окончания рисования задайте ребенку наводящие вопросы. Правильный анализ рисунка поможет Вам заглянуть в самую глубь тревог вашего малыша. Итак, анализируя рисунок Вам следует обратить внимание на : последовательность рисунка, сюжет, как расположены и сгруппированы члены семьи, степень их отдаленности и близости, на место ребенка среди членов семьи, с кого начал рисовать и кем закончил, кого забыл изобразить, кто какого роста, кто прорисован максимально детально. Эту методику хорошо использовать с ребятами дошкольного и младшего школьного возраста.
Как правило, после получения задания ребенок приступает к рисованию членов семьи. Если же этого не происходит, и ребенок начинает прорисовывать детали- есть повод задуматься о дискомфортной для ребенка атмосфере. Ребенок чаще изображает близких, в виде групповой фотографии. Важно также и то, что нарисовано помимо членов семьи: цветущие растения, совместная деятельность и т.д. Если семья ассоциируется с чем-то приятным- то малыш освещает членов семьи солнцем. Если ж погода ненастная – есть повод задуматься. Первым обычно ребенок изображает самого любимого и авторитетного для себя члена семьи. Последовательность членов семьи указывает на отношение ребенка к ним. Если ребенок считает себя отвергнутым- то он может нарисовать себя после всех . Также, ребенок может нарисовать себя слишком маленьким по отношению к другим членам семьи, как бы подчеркивая свою незначительность. «Кумиры» семьи рисуют себя вровень с родителями , а порой и выше. Расстояние между членами семьи свидетельствует об их эмоциональной близости или отстраненности. Если ребенок рисует себя между папой и мамой, или первым во главе – значит чувствует свою нужность. Если малыш забывает кого-то нарисовать – ищите вескую причину. Часто это сигнал о конфликте между ним и членом семьи. Так маленький художник выражает свой протест. Если ребенок дополняет семью несуществующими родственниками или животными — скорее всего, таким образом, он стремится компенсировать дефицит нежности, общения, ласки.
Интересно смотреть как ребенок прорисовывает детали отдельных членов семьи. Если у кого то акцент на большие глаза – значит он, по мнению ребенка, наблюдает за ним. Нет ушей- не слышит. Если длинные руки- значит стремится таким образом погасить агрессию в свой адрес.
Самых любимых членов семьи ребенок прорисовывает с массой деталей, в ласковых тонах, сочными цветами.
Холодные цвета символизируют конфликтные отношения.
Итак, анализируя рисунки ваших детей, вы заново узнаете своего ребенка. Вы увидите его угол зрения на ситуацию в доме. Эта информация может помочь вам создать комфортную атмосферу для ваших детей. Благодаря рисункам ,их обсуждению, вы сможете говорить со своими детьми на одном языке.