«Матери должны быть рядом,
чтобы их можно было покинуть»
(автор мне неизвестен)
На своих консультациях мне часто приходится работать с родителями и детьми. В подростковом возрасте непонимание между детьми и родителями непрерывно растет и достигает апогея. И вот родители, чаще мама – приводит своего взрослеющего ребенка на консультацию, с болью рассказывая о возникающих конфликтах.
Переходный возраст у подростков не имеет чётких временных границ. Да и особенности переходного возраста у каждого ребёнка проявляются по-разному. Ведь у каждого организма свои индивидуальные ритмы происходящих процессов.
Невозможно сказать точно, сколько длится переходный возраст. Но в основном медики и психологи называют период с 10-11 лет до 15-17 лет. У девочек взросление начинается на пару лет раньше, чем у мальчиков, проходит не так остро и заканчивается быстрее. У мальчиков переходный возраст длится четыре или даже пять лет и проходит гораздо активнее.
В подростковый период дети в корне меняют отношение к родителям. Они желают обрести независимость и освободиться от родительской опеки. Но не все родители готовы предоставить детям больше самостоятельности. С одной стороны, родители желают , чтобы ребенок брал больше ответственности за себя и результаты своих поступков. С другой стороны, продолжают настаивать на собственном видении той или иной ситуации, бесконечно подсказывая взрослеющему ребенку, как ему следует поступать, предлагают различные способы решения ситуации. Все это приводит к тому, что дети начинают проявлять агрессию в сторону родителей, которые ,в свою очередь обижаются на все эти выпады, совершенно искренне не понимая, почему ребенок игнорирует их советы и грубит.
На мой взгляд, в тот момент , когда ребенок начинает злиться на Вас в связи с вашими ему советами – начинается важный момент, когда формируется возможность ребенка взять на себя ответственность за свое то или иное поведение, и возможно столкнуться с результатом своего поступка. Даже, если эти результаты не подходят родителю. И даже, если эти результаты не подойдут в итоге ребенку. Этот важный момент служит подсказкой родителю , ребенок буд-то бы говорит : « Оставь меня в этой ситуации, я хочу поступить так, как считаю нужным, я готов это решать сам, мне не требуется твоя помощь, я чувствую, что смогу.». Если родитель в этот момент не будет обижаться и настаивать на своем, то ребенок впоследствии , когда действительно почувствует необходимость в родительском совете и помощи – придет к вам сам, с удовольствием выслушает ваши ценные советы и размышления, примет их к сведенью.
Родителю требуется приложить много усилий, для того, чтобы оставаться рядом с ребенком, при этом давая ему возможность быть отдельно, принимать свои собственные решения и делать свои собственные ошибки, не удерживая и не упрекая. Очень сложно оставаться деликатно рядом, не упрекая и говоря ребенку : «Я ж тебе говорил! Я тебя предупреждал!» Нам всегда хочется остаться для ребенка самым главным и важным человеком. Ведь , когда он родился – именно так и было . Но, это время безвозвратно ушло. Пора учиться отпускать в жизнь повзрослевшего «малыша», давая ему возможность жить своей жизнью.
Профессиональная консультация психолога в данной ситуации поможет родителям постепенно, шаг за шагом, опираясь на помощь специалиста, с необходимой информационной поддержкой и анализом ситуации, двигаться в полезном для себя и подростка направлении.
Удачи Вам и вашим детям.