
Терапевтические отношения. Французский Гештальт Институт Часть 3
Когда я думаю об этом сеансе, я прежде всего вспоминаю о том, что Миша как обычно пришел на 15-20 минут раньше назначенного времени. Я беру это себе на заметку. Мне интересно, как изменятся наши отношения, когда он будет опаздывать или приходить вовремя. Это наша с ним третья индивидуальная сессия. Зайдя в кабинет, я увидела, что он полулежит. Я думаю, что он хочет сообщить мне об этом.
У меня есть идея, что таким образом он хочет сообщить мне о своей усталости и отсутствии сил. Я начинаю с того , что возвращаю ему то, что вижу и прошу рассказать в связи с чем он лежит. Он рассказывает мне о том, что не выспался и как много дел у него. Говорит о страхах и опасениях, о том что не знает что ему делать и что может произойти с ним. Его голос грустный и уставший. В процессе того как он начинает рассказывать его поза меняется. Он садится. Я отмечаю для себя это и думаю, что его сил явно стало больше. Он начинает мобилизовываться.
Гештальт-терапия предлагает особую форму терапевтических отношений, называемую диалогическими отношениями. Это понятие возникло из идей философа Мартина Бубера. И может быть описано как: Отношение искреннего ощущения /чувствования/переживания другого человека как личность , (а не как объекта), желание по-настоящему слышать, а не предугадывать. Больше того, это «желание «слышать» непроизнесенное и «видеть» невидимое.
хочу присутствовать в настоящем, понимать своего клиента и быть искренней с ним. Я стремлюсь в этот момент быть с ним, принимать его сигналы, говорю ему о том, что вижу его сейчас и спрашиваю о том, что с ним происходит. Также я осознаю в этот момент грусть, которая возникает у меня, в связи с тем, что я вижу и слышу от своего клиента. Я вспоминаю свой подростковый возраст, много вопросов и непонимание со стороны окружающих. Мне хочется сообщить клиенту о том, что мне отзывается, то что я слышу от него. Я не делаю этого. Я начинаю осознавать, что мое дыхание неглубокое и тихое. У меня появляется ощущение со-настроенности с клиентом. При этом я чувствую некоторое напряжение в спине и мои плечи опущены.
Все это способствует тому, что клиент сам решает спросить меня о том, как я училась в школе. Я думаю о том, что наш контакт в этот момент устанавливается. Сейчас я вспоминаю, что на прежних сессиях он два раза спрашивал меня обо мне. Его интересовало, как я отношусь к курению и всегда ли я говорю правду. В прошлую встречу я сказала ему, что я стараюсь говорить правду. Но в моей жизни есть моменты, когда я этого не делаю. Он спросил меня про курение. Это был сложный момент для меня. Я ответила, что сейчас в моей жизни период, когда я снова курю. До этого я долгое время этого не делала. А сейчас я не могу пока справиться с этим.
Это очень повлияло на него тогда. Он долго не мог в это поверить. Он говорил о том, что я совсем не похожа на женщину, которая курит. И что ему бы не пришло это в голову. На одной из сессий Миша говорил мне , что его папа курил и ему это не нравится. Папа обещал Мише , что перестанет курить. Уже две недели папа держит свое слово, но Миша опасается, что у отца не выйдет сдержать обещание. Думаю, его опасения связаны с тем, как ему относиться к папе, если тот не сдержит слово. Думаю, что мы еще вернемся к этой теме. Мне пока не ясно к чему она подведет нас.
Я думаю, что и на этой встрече мы продолжаем знакомиться. Он рассказывает о своих сложностях и немного интересуется мной. Это похоже на то, что он говорит мне про себя и хочет узнать какая я на самом деле, может ли он мне доверять, может ли он рассчитывать на правду от меня. В этой сессии он спрашивает меня про школу и мой опыт. Я рассказываю, что у меня были трудности, и были проблемы с алгеброй. Это удивляет и радует его одновременно. Я думаю о том, что у него есть некое представление обо мне. Я не знаю, какое оно. Я лишь хочу показать и рассказать о себе то, что я знаю. Это поможет ему воспринимать меня не идеально, я не буду экспертом.
Я думаю о том, что он мальчик, а я уже взрослая женщина. У меня появляется идея, что его контакт с мужчиной терапевтом мог быть более полезен ему. Он много общается с мамой, бабушкой, учителя в школе в основном женщины, учитель танцев – тоже женщина. Я думаю об этом сейчас, когда пишу. В процессе сессии мне не приходило это в голову. Мне трудно с ним? В связи с чем возникает эта мысль? Интересно, может это будет как одна из тем нашей работы. Насколько часто Миша общается с отцом? Достаточно ли ему этого? Хорошо бы проверить эту гипотезу, если возникнет подходящая ситуация.
Также, у меня есть мысль, что возможно в связи с большим количеством женщин вокруг, я смогу попробовать быть понятной для него. И в этом может быть моя полезность для него. Со мной он сможет разрушить некие свои представления о женщинах, которые мешают ему успешно контактировать с ними. Он узнает, в процессе работы со мной, что я совсем не та, которую он представлял. Его партнерша кажется ему идеальной, ему сложно с этим. Он ничего не проясняет с ней, в процессе общения.