подростковые психологи

Методика психотерапевтической работы с предъявлением агрессивности у детей и подростков

Данная статья основана на практическом опыте наших коллег при работе с детьми в психотерапии. Рассматриваются причины проявления агрессивности у детей и подростков, а также основные стратегии терапевтической помощи. Приведены описания гештальт-экспериментов и примеры из практики.

Сложности начинают возникать до того, когда "агрессивного" ребенка приводят на консультацию в наш психологический центр. И как правило, взрослые этого не замечают. Это возникает от того, что в нашем мире отношение к злости и гневу чаще всего специфическое. К детскому гневу - особенно. Подавляемый или не редко предъявляемый гнев является сложностью, как для ребенка, так и общества.

Такое предъявление чувств для дитя - это естественный процесс, во время которого он не ориентируется на оценку среды. Торможение, удержание, подавление чувств - это то, чему можно научиться на опыте, благодаря примеру окружающих. Некоторые дети усваивают, как можно сдержать чувства, особенно гнев, в достаточно раннем периоде, что они уже не помнят, что когда-то испытывали их. У них нет иных средств для выражения и описания агрессивных чувств. Такие дети заключают, что чувства выражать стыдно, нельзя, не принято.

 Общение родителей с детьми может быть заряжено двойными посланиями. Выражение злости ребенком напрямую всегда не воспринимается позитивно даже самым близким его окружением ("Не злись на маму, это плохо!", "Не злись, какой ты плохой мальчик!", "Злиться нельзя!", "Отчего ты на меня злишься, ты не любишь меня?", "Если ты злиться - мне не за что тебя любить!"). Если малыш позволяет себе выражение злости в присутствии посторонних взрослых, то мама стыдливо его одергивает - "како-о-о-й ужас", у нее оказывается "не воспитанный ребенок!". И если посмотреть с другой стороны, то видно, что ребенка ждет раздражение родителей, в виде тычков, криков и одергиваний - открытое раздражение, так и проявляющего подспудно в виде укоряющего молчания, ледяного неодобрения - скрытое раздражение. Телевидение и компьютерные игры вносят дополнительный диссонанс в формирующееся отношение к проявлению чувств у подрастающей крохи.

психотерапевт в екатеринбурге

Сложности в обращении со злостью у детей могут быть различными. Есть несколько категорий детей, из работы с которыми вытекает необходимость обсуждения темы гнева.

Дети-тихони, очень скромные, незаметные в группе сверстников. Они как потухшие светлячки, в них мало жизненной энергии и внутреннего света. Такие дети часто с раннего детства научились скрывать свои "плохие чувства", оставляя стыд или вину за собственный гнев, или страх перед любым "настоящим" себя. Тогда злость, подобно "ужасному чудовищу", должна быть подавлена, задушена, её надо избегать. К сожалению, эти дети очень "удобны" для воспитателей и родителей, они доставляют мало хлопот и беспокойства, они покладисты и удобны. Современно общество оценивает эти качества как признак хорошего воспитания ребенка, не замечая, что он подавил всю свою непосредственность, что он не может самостоятельно выбрать, чего ему хочется и т.д. -На прием к психологу дети-тихони могут попасть с проблемами более серьезными, например, при наличии психосоматического симптома (экзема, аллергия, энурез и т.д.). И часто, очень часто психологу приходится сталкиваться с запутанными представлениями у таких детей о проявлении чувств (в том числе и с чувством гнева).

Невыраженная эмоция, подавленная ребенком, "камнем" остается внутри него, влияя на здоровый рост. Тем не менее сам ребенок упорно стремится изменить равновесие. Если чувство лежит в глубине, то оно должно быть как-то выражено, чтобы наступила разрядка, удовлетворение и можно было заняться более ярко выраженной потребностью в своем непрерывном развитии. Выходит что ребенок выбирает свой доступный способ выражения своих чувств, осознает ли ребенок это или нет . Например, ребенок, хочет выражать свою злость или раздражение от недостатка внимания тем, что выливает на пол молоко, каждый раз, когда мама разговаривает по телефону.

Эмоции ребенка сообщают ему о том, что чего-то ему хочется, то чего у него сейчас нет. Тело реагирует напряжением, дискомфортом, беспокойством. Если такая потребность подлежит удовлетворению, то такие ощущения исчезают. Когда ребенок не удовлетворен, напряжение и раздражение остается, и оно прорывается через "воспитание" слезами, криком, обидой, поджогами, битьем стекол или другими способами. И это уже другой сценарий развития событий, когда ребенок использует агрессивные способы поведения во взаимоотношениях с детьми и даже со взрослыми.

Сейчас в каждом детском саду можно встретить такого "агрессивного" ребенка. Часто это настойчивый, драчливый, в приступах гнева теряющий контроль над собой мальчик или девочка, которая защищается тем, что кусает или бьет других детей. И тогда в группе детского сада или в школьном классе такого ребенка сторонятся дети, родители тяжело вздыхают и мечтают о том "как бы этого несносного драчливого ребенка перевести в другую группу (или другой детский коллектив)". В школе учителя страдают оттого, что "агрессивные" дети срывают уроки, а на переменах - "колотят" одноклассников. И даже если первоклассник успевает по учебной программе лучше других, социальную адаптацию среди сверстников ему не удается пройти - одноклассники очень скоро понимают, что с ним лучше не дружить. Родители получают отовсюду жалобы на своего ребенка. Для них эта ситуация безвыходная, лучшим выходом - это обратиться к психологу- специалисту.

Важно, что именно общество (а не внутренние трудности) провоцирует возникновение агрессии у такого ребенка. Если ему чего и не хватает, так это способности защитить себя и установить контакт с обществом, которое возбуждает в нем чувства гнева. Интересно, что спонтанно агрессивным ребенок не становится.

***

детские психологи екатеринбургПример из психотерапевтической практики Ваня 7 лет

На уроках выкрикивает ответы с места, не поднимает руку, может посреди урока встать и начать ходить по классу. На замечания учительницы реагирует только тем, что начинает баловаться или спорить с ней. Часто все это приводит к тому, что урок сорван. К психологу педагог приводит его со словами "это агрессивный и неуправляемый ребенок".

На одной из встреч с психологом Ваня рассказывает, что на самом деле хочет, чтобы учительница обратила на него внимание, заметила его. И он выбирает тот способ этого достичь, который ему доступен.

Важно отметить, что агрессивное, асоциальное поведение чаще всего является способом избегания ребенком сильных переживаний - боли, страха, отчаяния, стыда.

Пример из психотерапевтической практики Женя 8 лет.

Мальчик попал в категорию детей, которых называют "агрессивными". Встречи с психологом происходят несколько месяцев. Мама со сдержанностью, через которую прорывается отчаяние и злость, рассказывает, что он опять подрался с одноклассником на перемене.

Женя говорит, что в школе он споткнулся в физкультурном зале и упал. А этот мальчик посмеялся. Еще раньше, когда Женя потерял кошелек, он тоже над ним подшучивал. Таким образом, в глазах Жени, он заработал хорошую "взбучку". Психолог расспрашивает Женю, что с ним происходило, когда он потерял кошелек, споткнулся, и предлагает найти похожее чувство на пиктограммах, которые схематично изображают проявление разных эмоций. Он находит злость. От предложения поискать еще что-нибудь, что было до злости, Женя упорно отказывается. Для него других чувств нет вообще. Рабочей гипотезой стало предположение,

что мальчику было очень стыдно за то, что он неловко упал, потерял кошелек. Возможно, сильное чувство стыда породило злость к сверстнику. Этот вывод основан на особенностях взаимоотношений мамы Жени с ним. Её сыну не позволено быть самим собой, он' - программа, которую реализует мама, заранее зная, как правильно и как должно быть в жизни мальчика. Несовпадение поведения ребенка с ожиданиями его мамы являются источником чувства стыда.

Может быть, это и не стыд, а какое-то другое сильное чувство, но агрессивное поведение является способом его избегания. Сейчас Жене это недоступно. Долгосрочной стратегией работы в данном случае будет расширение осознавания ребенком своих чувств (стыда, страха, боли) и способов обращения с ними.

При разработке стратегии работы с детьми, испытывающими проблемы гнева можно определить следующие этапы:

1. Первичный этап, создаем контакт с ребенком

2. Этап раскрытия или проявления гнева, который подавлен

3. Этап исследования, что ребенок знает о своем гневе

4. Этап обучения, как можно адекватно выражать свою злость

***

Пример из психотерапевтической практики Максим 8 лет.

детский психолог в екатеринбургеК психологу его привела мама из-за "чрезмерной неуверенности в себе, ночных кошмаров" и вспышек агрессии, не частых, но очень беспокоящих всю семью.

Рассказ ребенка по рисунку: "Это дракон, но у него язык как у змеи,

сильный... Может ужалить. Этот дракон сильный, но он не нападает сам ни на кого. У него острые шипы на спине и на хвосте, которые протыкают насквозь... Особенно опасны для человека. Когда человек напарывается на шип, то умирает, раны большие... Сам дракон не нападает и пламени у него нет, вместо этого есть электричество, которым он может жалить и убивать дичь - он питается дичью. Этот дракон особенный. Не такой как все... Он живет один. У драконов вообще нет семьи... Я такой же сильный. Я самый сильный в классе, и это знают все. Я могу побить даже пятиклассника, если он ниже меня ростом. Я никогда сам не лезу первым, а защищаюсь..."

Работая с очень маленькими детьми 4-4,5 лет, а также с детьми с особенностями речевого развития психолог может столкнуться с отсутствием навыков рисования и последующим отказом от него. В этом случае можно использовать картинки с разнообразным изображением драконов. Ребенку предлагается рассмотреть картинки и выбрать наиболее привлекательную для него на данный момент ("... Из всех картинок сейчас выбери только одну"). После этого проводится беседа с ребенком как при обычном использовании техники.

***

Пример из психотерапевтической практики Никита 4 года

Спустя несколько занятий, которые обычно ограничивались исследованием игровой комнаты и складыванием картинок из частей, внимание мальчика привлекли два абсолютно одинаковых игрушечных вертолета. После изучения, что крутится у игрушек, что снимается, а что ломается, Никита взял в каждую руку по вертолету и, разводя резко руки по сторонам и также резко соединяя их, ударял вертолеты друг о друга, создавая "аварию и смерть пилотам". Это продолжалось в течение некоторого времени.

Психолог: Что ты делаешь?

Никита: Авария! И все умерли!

Радости и восторга Никиты не было предела.

Психолог: А от чего случается эта авария?

Никита: Пилоты налетели друг на друга и от злости поубивали противника!

Психолог: А чего они злятся?

Никита: Они ведь противники. Они борются за приз. Злятся друг на друга, вдруг приз не достанется!

Психолог: А ты когда-нибудь также злился?

Никита: Да, на папу... и на детей в детском саду...

Далее Никита поделился тем, за что он злится и что делает, когда вдруг терпит поражение...

Часто после проведения первоначального исследования (например, с помощью техники "Дракон") у ребенка появляется много энергии и желания говорить о своей злости.

***

В зависимости от обеспечения кабинета специалиста и его ресурсов можно использовать следующие способы для отреагирования: рвать газеты, стучать молотком по пластилину, колотить подушку, боксерскую грушу, мять, комкать глину и т.д. Можно использовать специальные техники, например "Гневные слова"

***

Можно и нужно помочь ребенку обнаружить объект своей злости, предоставив необходимые инструменты - вопросы:

  • прямой вопрос ("Когда ты в последний раз гневался или злился?", "Кто был с тобою рядом?", "Чем ты занимался, когда почувствовал злость?", "Можешь сказать, на кого направлена твоя злость?");
  • техника "пустого стула" Например,: "Вспомни, кому ты хотел сказать эти слова, когда злшся... Представь, что здесь на стуле сидит твоя мама... Сейчас в безопасной обстановке ты можешь попробовать ей сказать о своих чувствах...";
  • ребенок должен выбрать предмет, и ассоциировать его с человеком, объектом злости. Например: "Посмотри вокруг и выбери предмет, который похож на твоего отца. Расскажи о нем. Что бы ты хотел ему сказать?";
  • направленное фантазирование. Например: "Представь себе ситуацию, когда отец говорит слова, которые ты считаешь несправедливыми. Что ты тогда почувствуешь? Как ты себя поведешь? А попробуй ему сказать о своей злости. Как ты это будешь говорить? Попробуй произнести сейчас... Ты замечаешь, как дрожит твой голос?" 

***

консультация подроскового психолога екатеринбургПример из психотерапевтической практики Юра 5 лет

Родители на грани развода. Постоянного места жительства у ребенка нет - то у бабушки, то у тети, то в одной квартире с мамой и ее двоюродными братьями, то "в гостях у папы". Родители часто скандалят при ребенке, который в это время сидит в углу за креслом и плачет. Описание рисунка злости: "Злость съела маленького мальчика... Его заперли одного... И он умер. Это увидел злой монстр, он и был самой злостью. Он съел мальчика... Злость надо убить!.."

Само создание рисунка ребенком уже было способом отреагирования его злости.?

Исследование представлений ребенка о гневе

***

В ходе беседы необходимо дать понять детям, что злиться и раздражаться вполне естественно для каждого человека. Сложности возникают при выборе формы выражения агрессии и отношении окружающих к этим проявлениям ребенка.

Пример из психотерапевтической практики Стас 5 лет

Он может ударить сверстника-мальчишку, с девчонками он "только дружит". Мать мальчика воспитывает его одна и старается делать все "исключительно правильно", особенно, если это касается воспитания сына. Для нее явилось шоком, когда сын внезапно сказал: "Мама, когда ты ругаешься, у меня возникают нехорошие мысли про тебя... И я не могу их произнести вслух..." (невероятная искренность и

деликатность!).

Описание рисунка злости: "Это моя плохая злая часть. Она сильная и дьявольская. Я не могу ей противостоять. Она приказывает мне драться и говорит плохо о других... Из-за нее у меня плохие мысли, и я не могу ничего сделать... Доброй стороне не победить, она очень слабая... Я даже не могу порвать рисунок,

злость не позволяет... "

Обучение ребенка адекватным способам выражения злости

***

Целью данного этапа является расширение представлений ребенка о способах обращения с чувствами раздражения, злости, гнева, ярости. Важно объяснить ему, что одни способы могут использоваться в отношениях со сверстниками, друзьями, но они не подойдут в отношениях с директором школы. Необходимо поддерживать осознавание ребенка в процессе выбора между открытым проявлением гнева и косвенным его выражением.

Ребенок первое время может начать экспериментировать и "неуместно" выражать свою злость. Важно объяснить ему, что это закономерно, и что ему необходим опыт, который приобретается со временем. Ему придется сделать не одну попытку в выражении чувств, чтобы выбрать свой собственный способ в разных жизненных ситуациях.

Нужно отметить, что сам психолог предоставляет ребенку необходимое пространство для того, чтобы он экспериментировал с выражением чувств "здесь и теперь", в ходе встречи. А затем переносил этот опыт в реальную жизнь. В рамках гештальт-терапии существует уникальная стратегия работы на границе контакта [6]. Психологу важно позволить проявиться чувствам злости и раздражения у ребенка, если они возникают в их отношениях на сессии. Тем самым ребенок приобретет новый опыт обращения с этими чувствами, недоступный для него в привычном окружении (в семье, в школе и т.д.).

В качестве вариантов экспериментов, которые направлены на расширение арсенала способов выражения гнева, можно использовать:

  • технику "пустого стула";
  • попросить ребенка сказать, что нравится в человеке, а что нет;
  • попросить ребенка нарисовать себя в ярости, гневе или саму злость и сделать с рисунком то, что хочется;
  • при семейных сессиях попросить родителей сказать ребенку, что их в нем больше всего злит, а ребенка рассказать о своем гневе в отношении родителей и др.

Существуют и комплексные техники, которые охватывают несколько этапов, описанных выше, например эксперименты "Кукла гнева" и "Гневные слова" (по В. Оклендер).

Эксперимент "Кукла гнева"

Данный эксперимент позволяет отреагировать гнев, исследовать его и обучить детей различным способам его выражения.

Суть данного эксперимента заключается в том, что дети создают свою собственную куклу, которая олицетворяет их гнев. Здесь могут, использоваться различные материалы: ткань, пластилин, тесьма, пуговицы, природные материалы, клей и т.д. - в общем, все то, что имеется в арсенале у психолога.

После создания куклы ребенок рассказывает о том, как она выглядит, как пугает, чего хочет. Психолог проясняет вопросы о том, как с гневом можно справиться, где "слабое место" куклы и т.д.

Далее происходит идентификация (отождествление) ребенка с его куклой. Например, можно сказать ребенку: "Попробуй представить, что ты превратился в эту куклу. Расскажи о себе". В ходе диалога психолога с ребенком в роли куклы можно прояснить, для чего гнев нужен ребенку. Что он приобретает благодаря наличию гнева? Чего ребенок лишается в своей жизни, проявляя злость тем способом, у него который есть?

Закончить эксперимент можно обменом опытом между психологом и ребенком в выражении гнева, а как же тем, что предоставить ребенку возможность распорядиться созданной им куклой так, как хочется.

Эксперимент "Гневные слова"

Эксперимент может использоваться как в работе с группой, так и в индивидуальном формате. Эксперимент преследует несколько задач. Во- первых, отреагирование ребенком гнева, злости. Во-вторых, исследование своего чувства гнева, его сути. В-третьих, расширение представлений ребенка о способах выражения гнева.

Эксперимент можно разделить на следующие этапы:

  1. Попросить детей назвать все слова, которые они произносили или которые возникали в их мыслях в состоянии гнева. Все слова психолог записывает на доске или большом листе.
  2. Прояснение обозначения слов (например, одни слова могут означать атаку, нападение, в то время как другие - внутреннее чувство).
  3. Обсуждение индивидуальных способов выражения гнева. Они также могут делиться на группы, например внешние (удар в подушку) и внутренние (на основе фантазий). Здесь можно обсуждать вопросы:
    • Что может разозлить ребенка?
    • Что в этом случае происходит?
    • Что он делает или, что он может сделать, чтобы избежать неприятностей в минуты гнева??
  4. Попросить детей нарисовать свое чувство гнева или то, что это чувство у них вызывает, либо то, что они делают в состоянии гнева.
  5. Рассказ психолога о разных способах выражения злости.
  6. Дать возможность проиграть новые способы, поэкспериментировать с ними.

Андрей, 6 лет. Групповое занятие с детьми

Похихикивая, дети начали произносить слова, которые приходят им на ум, когда они злятся, сначала несмело, тихо... Затем все получили задание нарисовать злость или ситуацию, когда они злились. Андрей энергично принялся рисовать, нажимая на карандаш до такой степени, что он был готов сломаться на части...

Описание рисунка злости: "Это моя громадина злость. Она огромная. И я ее чувствую сейчас. Я злюсь на Костю! Он меня бьет! Я злюсь на это!.." [1].

В заключение хотелось бы отметить: то, как психолог или терапевт выражает свои чувства раздражения, злости, гнева, оказывает влияние на его работу с ребенком. Спросите себя, выносимо ли для вас чувство злости, позволяете ли вы ребенку выражать гнев, когда он направлен на вас, как вы выражаете свое раздражение? От того, насколько психолог свободно обращается со своими чувствами, зависит результативность, длительность, успех в его работе.

***

Таким образом, в своей психологической практике мы встречаемся с темой агрессии в самых разных жизненных историях. Применение знаний об этапах работы с детским гневом, знаний специальных методик, умение обращаться со своей собственной злостью требует гибкости и творчества в каждом конкретном случае. Поддержкой в этой работе может стать ваша чувствительность к своему миру и миру вашего маленького клиента.

0
0
0
s2smodern
powered by social2s

Политика конфиденциальности и защиты информации

Записаться на прием звоните +7 (343) 290 30 94 или оставьте заявку в форме Мы перезвоним Вам в течение 30 минут (в рабочее время)


Нажимая на кнопку ОТПРАВИТЬ, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c политикой конфиденциальности. Мы не публикуем Вашу контактную информацию не передаем третьим лицам. Мы не занимаемся рассылкой спама, нам это не интересно. Наш специалист перезвонит Вам и ответит на все вопросы, подберет удобное время для записи на консультацию

Заказать обратный звонок

Обратная связь

Ваше сообщение было успешно отправлено