психолог екатеринбург

11.11.12-13

Таким путем ребенок может завершить незавершенные ситуации, обрести возможность выбора и облегчить ношу, которая становится все тяжелее по мере того, как идет время».[12,стр.99]. Работа с рисунками широко используется в индивидуальной и групповой гештальт-терапии, в различных тренинговых группах, проводимых представителями разных направлений.

«…при работе с рисунками в Гештальте ( в том числе с при работе с организациями) клиентам часто предлагают идентифицироваться с каким-то персонажем или частью рисунка и проговорить что-то от его (ее) имени или проиграть определенную ситуацию, став этим самым персонажем (частью) рисунка. Возможна также организация диалогов между персонажами рисунка, как это делается, начиная со времен Ф.Перлза, в работе со сновидениями в гештальт-терапии».[10,стр.223].

Рисование я часто использовала в работе с детьми. Оно очень способствует отреагированию чувств, осознаванию актуального состояния. Как то предложила детям нарисовать свою фигуру во весь рост . (скрепив два ватмана и обведя фигуру карандашом). Работа проходила в парах, так здесь требовалась помощь партнера. (обводил фигуру того, кто ложился на ватман).

Потом, по заданию, каждый рисует определенные чувства в той части фигуры, где эти чувства, напряжения, удовольствия находятся. Одна из девочек во время работы с большим старанием раскрашивала свою фигуру. Причем, делала это приближенно к тому, как она была одета на тот момент, проигнорировав мои инструкции. А в конце работы оставила без внимания область головы, не раскрасив ее никак. Потом она отошла и села, руками опираясь в пол. Я заметила это и спросила ее о том, что с ней происходит.

К.: Я, когда раскрашивала, почувствовала слабость….

Я : А сейчас как ты себя чувствуешь? (перевожу акцент в «здесь и сейчас»)

К.: Я устала. Хочется лечь... Глаза просто закрываются… (голос тихий, дыхание поверхностное, спина и руки напряжены, голова склонена вниз. Возможно, физиологическая усталость или ретрофлексия чувств ).

Я : Ты говоришь про усталость, что хочешь лечь, что глаза закрываются. Я вижу, что ты продолжаешь сидеть, руками буд-то держишься за пол. К.: Я стараюсь удержаться сидя…

психологическая помощьЯ: Ты стараешься удержать себя сидя. Это не легко...

К.: Ни то, ни се получается….

Я: Действительно, ни то, ни се. Спать хочешь и занятие…Может, стоит выбрать что-то одно из этого. Что думаешь? (возвращаю очевидное. Хочу чтобы сделала выбор сама). К.: Заниматься у меня сил нет! Я хочу прилечь…

Я: Ты можешь прилечь на подушки, в уголке комнаты. Можешь позже к нам присоединиться, если, конечно, почувствуешь, что силы есть на это. Лицо ее при этом было грустным. (Эта девочка профессионально занимается спортом. Достигает в нем успехов. При этом она еще и учится хорошо. «Надо»- важное слово в ее жизни. Нагрузки серьезные. На рисунке она буд то бы игнорирует голову, осознав усталость в процессе рисования - прислоняется к стене. Остаток времени она провела, лежа на подушках, удовлетворяя свою потребность в отдыхе, изрядно накопившуюся к тому времени). В конце занятия, когда мы уже закончили свои обсуждения, К. вдруг вслух обратила свое внимание на то, что она не раскрасила голову в своей работе.

К.: Я только что заметила, что не раскрасила голову в рисунке. Так странно…

Я: Ты, действительно, не раскрасила голову… Сейчас ты заметила это…

К.: Голова выглядит «пустой» на фоне всего рисунка….

Я : Голова на рисунке кажется тебе «пустой» на фоне всего рисунка…

К.: Да, это так.

Я: Попробуй сейчас сказать что-нибудь от имени пустоты в голове…

К.: Мммм, когда я устаю, я становлюсь пустой!

Рисунок способствует росту осознания в «здесь и сейчас».Что хорошо видно из вышеприведенного примера. Позволяет осознать свои желания и потребности, удовлетворить их по возможности. В дальнейшем этот процесс может привести к раскрытию творчества у ребенка. В своей работе с детскими группами я также опираюсь на методы, предложенные Джоном Энрайтом.

записаться к психологуЭти методы помогают стимулировать осознание, ответственность, умение слушать. Для этого я:

  • Предлагаю детям прямо говорить друг другу, а не обращаться ко мне, говоря о ком-то из присутствующих в группе. И тогда « Он все время наступает мне на ногу» превращается в « Мне не нравится, что ты наступаешь мне на ногу». 
  • Предлагаю детям заменять вопросы утверждениями. «Зачем ты толкаешь меня?» превращается в « Мне не нравится, что ты толкаешь меня!» Это придает ребенку силы и ясно дает понять это толкающему. Также, тот, кто толкает, получает возможность прямо заявить о своей позиции.
  • Предлагаю детям упражнения, способствующие развитию навыков открытых контактов. Например: каждый в группе может написать или сказать каждому участнику группы то, что ему в нем нравится и наоборот.
  • Обращаю внимание детей на то, как они слушают друг друга. Это важно в детской группе, где дети часто перебивают друг друга, шумят, толкаются. Я обращаю внимание на ребенка, который прерывает занятие. Часто в этом случае ему требуется внимание.
  • Помогаю ему осознать потребность и по возможности прямо заявить.
0
0
0
s2smodern
powered by social2s

Политика конфиденциальности и защиты информации

Записаться на прием звоните +7 (343) 290 30 94 или оставьте заявку в форме Мы перезвоним Вам в течение 30 минут (в рабочее время)


Нажимая на кнопку ОТПРАВИТЬ, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c политикой конфиденциальности. Мы не публикуем Вашу контактную информацию не передаем третьим лицам. Мы не занимаемся рассылкой спама, нам это не интересно. Наш специалист перезвонит Вам и ответит на все вопросы, подберет удобное время для записи на консультацию

Заказать обратный звонок

Обратная связь

Ваше сообщение было успешно отправлено