Консультация психолога

12/03/27-1

Создатели гештальт-терапии в прошлом убежденные психоаналитики, начали с практического применения своего подхода и со времени накопили большой объём сведений и данных проведенных гештальт-терапий для подготовки теоретического анализа и систематизации. Основную роль терапевта они видели в том, чтобы удерживать фокус клиента на осознавании (awareness), используя принцип «здесь и сейчас», уйти от интерпретации событий и обратить внимание на чувства – как индикаторам актуализированных потребностей. Ответственность за происходящие события в собственной жизни, право удовлетворения собственных потребностей, как и право на запрет удовлетворения своих потребностей терапевт предлагает взять клиенту.

По мнению Перлза, невроз клиента может быть связан с накопленным объемом незакрытых гештальтов — в какой-то мере нереализованных потребностей. Не закрытые гештальты формируются в результате непрерывного процесса творческого приспособления (собственный способ реагирования) человека к окружающей и внутренней среде. Затруднения этого процесса — называются расстройствами self. В теории Self выделяют следующие функции этого процесса:

  1. Функция «ID» - это внутренние импульсы, жизненно важные потребности, в том числе их телесное проявление.Функция ID обращает внимание, что Я голоден, зол, расстроен. Здесь все автоматические действия, не требующие вовлеченности (вождение автомобиля, дыхание, движение)
  2. Функция «EGO» - активный осознанный выбор удовлетворения своих потребностей
  3. Функция «Рersonality» — представления о самом себе, свой собственный образ. Позволяет принимать и интегрировать свой опыт в модель своего поведения

Пол Гудман дал определение психоза, как нарушение функции ID, значит нарушена чувствительность и восприимчивость к идущим извне возбуждениям. Нет четкости реакций как на внешние возбудители, так и на собственные потребности. По сути отсутствует творческое приспособление.

В том же определении Гудман дает определение неврозу - это нарушение функции EGO или функции Рersonality и определяется как совокупность привычных, но не соответствующих типов реагирования, нередко застывших в виде «структуры характера».

В гештальт-терапии выделяют нормальный, идеальный цикл контакта, цикл удовлетворения потребностей. И если гештальт-терапевты говорят о цикле контакта, то имеют ввиду четырехфазную модель Гудмана, она проста для запоминания. Он выделяет:

  • Преконтакт (forecontact),
  • Вступление в контакт (contacting)
  • Полный или окончательный контакт (final contact)
  • Постконтакт (или отступление)

Давайте рассмотрим, как функционирует Self на каждом этапе цикла контакта:

  1. Преконтакт, фаза в которой потребность или желание становится актуальной. Здесь главной фигурой становится ощущение от стимула из окружающего мира, или того возбуждения, которое появилось внутри тела. Например, учащенное сердцебиение, когда в поле зрения появляется любимый человек. В это время self проявляется функцией ID, сердцебиение – фигура, тело – фон.
  2. Контакт, или вступление в контакт (contacting), активная фаза, где тело взаимодействует с окружающим миром. Запущен процесс установления контакта. Теперь фигурой становится любимый человек, а учащенное сердцебиение – фоном. Self проявляется функцией EGO, выбирая возможности для совершения вербального или невербального действия, для вступления в контакт с любимым человеком.
  3. Полный контакт (final contact) — здоровое слияние (конфлуэнции), когда границы между человеком и окружающим миром прозрачны или отсутствуют. Действие происходит здесь и сейчас, чувства, телесные проявления и восприятие человека становятся неразрывными и тесно связанными. Self представлена средней степени активности функцией EGO. В нашем примере устанавливается взаимодействие двух влюбленных, исчезает граница между субъектом и объектом. Интенсивность Self падает.
  4. Постконтакт — это фаза, когда идет присваивание случившегося опыта, формирующий рост личности. Self представлена функцией Рersonality. Важность такого опыта постепенно теряет свою выраженность, фигура уходит в фон.

Идеальный цикл контакта подразумевает, что психически здоровая личность легко определяет актуальную в данный момент для себя потребность и способен сделать выбор способа ее удовлетворения. Во всех остальных случаях момент обрыва контакта отражается в опыте как «незавершенный гештальт», напряжение не пережитых эмоций сохраняется, поведенческий репертуар сужается. Такие обрывы контакта считают сопротивлениями, механизмы избегания контакта:

  1. Интроекция
  2. Проекция
  3. Ретрофлексия
  4. Конфлуэнция (Слияние)
  5. Дефлексия (Отклонение)

Такие механизмы сопротивления присущи и в здоровых конструктивных взаимодействиях. Если это адекватно для ситуации и своевременно, тогда вполне может считаться вполне здоровой реакцией и служит для сохранения психического равновесия. Позже к этим механизмам сопротивления Пол Гудман добавил профлексию и эготизм.

Основные концепции и процесс терапии

Базовыми приемами в гештальт-терапии считается экспериментальный и феноменологический подход. В процессе терапии с клиентом предлагается использовать эксперименты, а на всем ходе терапии наблюдать и исследовать возникающие в процессе терапии феномены.

Эксперименты: Так экспериментом может стать рассказ клиента о гипотетических жизненных ситуациях, проектируя свое поведение. Например, использовать метод «Пустого стула» (монодрама), предлагается клиенту обратиться к значимому человеку в данной ситуации, мысленно вообразив сидящим его на пустом стуле. У клиента возникает возможность поговорить с таким человеком, высказать копившиеся чувства или наоборот неожиданно для себя их открыть в ходе разговора. Задача терапевта удерживать напряжение в данном разговоре. Одним из любимых техник уже в групповой терапии считается техника «Горячего стула». Один из участников садиться на такой стул и озвучивает, то что его прямо сейчас беспокоит более всего. В процессе рассказа участники молча осознают те процессы, которые происходят прямо сейчас с ними. По окончании участники делятся только своими переживаниями.

В эксперименте так же используют еще одну технику – усиление. Ее принцип в максимальном усилении каких-либо мало осознаваемых словесных и телесных проявлений клиента. Например, клиент, не осознавая, сопровождает свое повествование о том, как прекрасно он съездил в отпуск заламыванием собственных пальцев. Данный факт становится центральным и теперь клиенту предлагается делать это осознанно и попытаться рассказывать, что еще он заламывает вместе со своими пальцами.

Здесь необходимо добавить еще один экспериментальный метод, который используют в своих сессия гештальтисты, это работа с противоположностями в личности. Так, клиенту, предлагают начать контактировать с окружающим миром с противоположной позиции. Неуверенному – с уверенной позиции, робкому – с позиции наглого человека и т.д.

Другая экспериментальная техника, которую подробно описал Фриц Перлз - Техника работа со сновидениями. Здесь каждый элемент сна важен и может выступать как отдельный элемент человеческой личности, которым клиенту предлагается идентифицироваться. В таком эксперименте с соблюдением принципа ЗДЕСЬ и СЕЙЧАС идет работа с собственными проекциями или ретрофлексией. Клиенту предлагается пересказать свой сон в настоящем времени: «Я иду по коридору, стоит летний день и поэтому я вижу, как сквозь листву пробивается лучи яркого солнца. На встречу мне идет, моя бабушка с бидоном…». Далее могут быть предложены клиенту пересказать свой сон не только из своей позиции, но и от имени других героев или предметов.

Феномены. Проявляющиеся в процессе терапии чувства, колебания в голосе, теле, осанке, поведении, мимике, времени или яркости реакции и принято считать феноменами. Важно, что феномен – это явление которое отражено здесь и сейчас, а значит здесь и сейчас можно проводить работу с только что появившимся феноменом. Возникающие феномены могут вноситься в диалог с клиентом, для обсуждения какие потребности, ожидания актуальны здесь и сейчас, как то, что сейчас происходит может соотносится с тем, что на самом деле происходит. Как окружающие люди или субъекты ожидают от клиента действий, решений участия в ситуации и как к этому относится сам клиент. В процессе терапии гештальт-терапевт может обращать внимание на возникающие феномены и вносить их в терапевтический процесс в виде соответствующих интервенций. Задача терапевта развивать степень осознавания клиента, совместно анализировать возникающие феномены на партнерских позициях, избегая менторского тона, осуждения или оценки. Таким образом в терапевтическом процессе важна роль установления доверительных отношений, контакта. Личность терапевта, как и его личный опыт так же участвует в самом процессе и по мере продвижения, клиент фиксирует и учиться осознавать все большее количество появляющихся феноменов. Навык осознавания, что происходит с ним дальше применяется и в реальной жизни.

Целью всей терапии является формирование и укрепление целостного образа личности клиента. Посредством восстановления чувствительности к возникающим феноменам и их осознавания клиент может на основании свободного выбора определять доминирующие сейчас потребности, черты характера, мысли.

Клиентский запрос и ситуация для консультирования

В своей работе будем использовать модель психологического консультирования Алешиной Ю.Е.

1 этап. Знакомство с клиентом. Начало беседы

Первоначальный знакомства очень важен для обоих участников, как для клиента, так и для консультанта. В эти моменты, задача психолога расположить к себе клиента. Дать возможность успокоиться перед началом работы.

Если клиент видит проявление заботы, гостеприимства, его страх и тревога в связи с предстоящей встречей не находят подтверждение. В такие моменты я как психолог радушно встречаю клиента, показываю кабинет, рассказываю кратко где что находиться, где можно снять верхнюю одежду, возможно помогаю раздеться. Клиенту предлагаю занять одно из кресел, где ему будет удобней. Начинается знакомство.

Консультант начинает первым, я представляюсь и рассказываю кратко о себе, предлагаю представиться клиенту. В этот момент предлагается договориться как будем обращаться друг к другу (по имени, или оба по имени отчеству). Далее я рассказываю, что обычно происходит в этом кабинете какие условия сотрудничества бывают. На каких принципах консультирования основывается вся моя работа. Озвучивается порядок, частота и длительность встреч, а также стоимость и порядок оплаты. Предлагаю вернуться к обсуждению количества встреч в конце нашей встречи.

Отдельно необходимо отметить, что в процессе установления контакта важно вербально и невербально подстроиться под клиента – выровнять громкость и скорость своей речи, расположиться по отношению к клиенту.

2 этап. Расспрос клиента. Формирование консультативных гипотез. Проверка консультативных гипотез

Предлагаю клиенту рассказать о себе и с чем он пришел. В процессе расспроса выясняю, что клиентку зовут Ольга Б., она записалась два месяца назад и несколько раз переносила консультацию. Ольга хочет изменить свое состояние, хочет перестать плакать ночами и начать получать удовольствие от жизни. Пока Ольга рассказывала о себе, я отмечал, что ее пальцы сжимали друг друга. Она заметила мой взгляд и сообщила, что очень нервничает, когда рассказывает о себе. Я выразил понимание и поддержку.

Ей недавно исполнилось 23 года, не замужем. Ольга мечтает найти свою любимую работу, а пока вынуждена «терпеть» существующую. Мне стало интересно, что значит «терпеть» и Ольга рассказала, что она приходит на работу и ждет, когда наступит 19-00 конец рабочего дня. В течение дня есть несколько позитивных моментов, например, общение с коллегами, работа с кандидатами или выполнение каких-то интересных задач. В процессе разговора, я активно поддерживаю ее рассказ, задаю открытые вопросы уточняю и конкретизирую интересующие меня направления.

Работает Ольга Б. в отделе персонала иностранной компании уже больше двух лет, считает себя трудолюбивой и хорошим специалистом и полгода назад ее перевели с повышением в должности. Чем она должна заниматься ее не посвятили, так что пришлось разбираться самостоятельно. В последнее пару месяцев коллеги стали обращать внимание, что Ольга Б перестала улыбаться и стала хамить клиентам, в связи с чем стали регулярными замечания руководства. Я попросил рассказать об этом подробнее. В районе 17-00 в их офисе, где работает Ольга, появляется директор и первым делом начинает ее расспрашивать, что произошло за день. Обращаю свое внимание, что Ольга изменила свою позу, как будто сжалась в кресле. Далее директор обращает внимание, что неплохо было бы ей чем-нибудь заняться, а не сидеть без дела и уходит. За все то время, что Ольга рассказывала о себе, она несколько раз останавливалась и вытирала свои слезы.

Задачи возрастного периода клиента

Возрастной период, в котором находиться Ольга, по мнению А.В. Толстых, когда «более или менее утверждаются во взрослой жизни». Это время установления дружеских связей, отношений с коллегами, создание семьи. Общение происходит интенсивно и легко. Время, когда профессия выбрана и необходимо ее осваивать, строить карьеру и добиваться успехов в ней. В это время человек полон оптимизма и энергии, есть желание реализовывать себя.

В этом периоде (20-30 лет) сочетается оптимальное соотношение психологических и физиологических факторов для построения дружеских отношений и формирования семьи. Сейчас наибольшая половая активность, организм женщины подготовлен к рождению первого ребенка. Выбрать своего спутника жизни важно и для личного развития, от этого зависит общее развитие. Меняется весь привычный уклад жизни, появляются новые обязанности, ответственность. Здесь любовь не безусловная, появляются требования взаимности и равнозначности. Появляется ощущение целостности, дополненности другим человеком

В профессиональной деятельности происходит овладение выбранной профессии, обучение завершено, работоспособность на высоком уровне, существует способность к высоким нагрузкам, выполнению сложных задач. Развивается цепочка Знания-Умения-Навыки. Появляется профессиональное мастерство и компетентность. Основная часть дружеских отношений появляется в процессе совместной профессиональной деятельности.

Учитывая возрастной период клиента и для формирования полноценной гипотезы, считаю необходимым прояснить взаимоотношения клиентки с ее коллегами. Как строились отношения с руководством на предыдущей должности? В чем она получала удовлетворение на предыдущей должности и что приносит удовлетворение ей сейчас?

3 этап. Оказание воздействия. Коррекция установок клиента

Моя рабочая гипотеза: клиент не осознает чувства, которые испытывает, не находится в контакте с самим собой и со своими эмоциями. Она пытается выйти из-под давления руководства при этом ее действия – бездействие. Она сжимается и замолкает. Моя цель – выраженное непринятие клиенткой прежних способов поведения в конфликтной ситуации и установка на поиск новых способов

Я предложил клиентке описать ее отношения с ее руководителем. Ольга рассказала, что и боится его, точнее боится времени, когда он придет. К этому моменту она замирает – исчезает. Когда появляется руководитель, она начинает злиться на него. На мое предложение показать уровень своей злости к нему, она подняла руку выше головы, ей даже пришлось встать с кресла.

Я предложил, что у клиентки есть уже опыт разговора на равных с руководством на прежней должности и в качестве эксперимента, как если бы сейчас ее руководитель сидел на соседнем стуле, о чем мог бы состояться этот разговор? Я предложил попробовать и выяснить.

В процессе эксперимента, клиентка выдвинула вполне уместные замечания о порядке вхождения в должность и предложила пересмотреть перечень ее обязанностей. Она высказала готовность после их обсуждения оформить их в виде должностной инструкции и с удовольствием их выполнять.

На мой вопрос о том, что же изменилось Ольга сообщила, что в ее ситуации есть разные способы поведения и она видит их.

Ольга сидела на кресле ровно, дыхание было спокойным, плечи и руки свободно лежали на кресле, одна нога была закинута на другую. На мой взгляд это была вполне уверенная в себе молодая девушка.

4 этап. Завершение консультативной беседы

Я обратил ее внимание, что она хотела изменить свое состояние и начать получать удовольствие от жизни и как то, что сейчас она говорит связано с ее желанием. Мы еще немного поговорили о том, что глубокие изменения требуют времени и договорились о следующем сеансе через неделю. Ольга заявила о своем желании продолжать работу и ей нравятся открывающиеся перспективы.

Я спросил можем ли мы заканчивать и после одобрения предложил ей пройти к администратору оплатить и записаться на следующую консультацию.

Заключение

В процессе консультации у меня появилась рабочая гипотеза, которую насколько позволило время и ход беседы я попробовал проверить. При этом гипотеза консультанта может изменяться в течение всего процесса консультирования. Для углубленного прояснения ситуации консультирования необходимо возвращать чувствительность клиента к его собственным переживаниям. Что бы то что происходило в жизни клиента происходило осознанно, наполняя жизнь витальными переживаниями. При этом клиент в процессе консультации, так и после нее остается свободным человеком: он вправе как продолжать получать психологические консультации, так и остановиться. Как продвигаться в осознавании и получении нового опыта, так и сопротивляться этому, как вступать в прямые и открытые отношения с психологом консультантом, так и дефлексировать. Наличие свободы воли и выбора – это признак, выделяющий человека из всего, живущего на Земле. Выбор позволяет человеку развиваться оптимальным для него образом – способность выбирать характеризует здоровое функционирование self, в то время как ее отсутствие разрушает контакт и, следовательно, парализует self-процесс.

0
0
0
s2smodern
powered by social2s

Политика конфиденциальности и защиты информации

Записаться на прием звоните +7 (343) 290 30 94 или оставьте заявку в форме Мы перезвоним Вам в течение 30 минут (в рабочее время)


Нажимая на кнопку ОТПРАВИТЬ, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c политикой конфиденциальности. Мы не публикуем Вашу контактную информацию не передаем третьим лицам. Мы не занимаемся рассылкой спама, нам это не интересно. Наш специалист перезвонит Вам и ответит на все вопросы, подберет удобное время для записи на консультацию

Заказать обратный звонок

Обратная связь

Ваше сообщение было успешно отправлено